Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

ДЕНЬ ‘АШУРА` - ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА В МУСУЛЬМАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ

Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим
Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин                                                                                                                                                   Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад

День ‘Ашура`.

Первый месяц лунного мусульманского календаря – Мухьаррам – содержит в себе один из самых замечательных дней года, который назван ‘Ашура`. Он приходится на 10-й день месяца, что оказало влияние на название этого знаменательного дня: оно происходит от арабского слова «‘ашара» («десять»).

Держать Пост в день ‘Ашура – Сунна нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, который ответил на вопрос об этом дне:

يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ

Это означает: «Кто держит в этот день Пост искренне ради Аллах1а Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года». Этот Хадис передал Имам Муслим.

Значение дня ‘Ашура` в истории человечества.

День ‘Ашура` является особой датой в мусульманском календаре. В разные времена в этот день произошло много знаменательных событий, ставшими определяющими для дальнейшего хода истории человечества, приведём некоторые из них.

Прощение Адама, мир Ему.

Первое из важных исторических событий произошло еще на заре человечества.  Оно связано с первым человеком, который был также и первым Божьим Пророком, – Адамом, мир Ему. Праотец всех людей каялся в совершенном Им грехе, и Аллах1 по Милости Своей принял покаяние Своего первого Пророка в день ‘Ашура`.

Прегрешение Адама, мир Ему, заключалось в нарушении Им запрета Всевышнего, повелевшего не срывать плод с одного из райских деревьев. Это нарушение было малым грехом, и этот грех был прощен Богом.

Вот как история прощения Адама описана в одном из Хадисов Пророка Мухаммада, мир Им. Рассказывается, что Пророк Адам, мир Ему, обратился к Аллах1у с Мольбой о прощении ради Пророка Мухаммада, мир Ему. Он упомянул в своей Мольбе о последнем Пророке в связи с тем, что увидел Его прекрасное имя записанным на Аль-‘Арше*, а также в комнатах, находящихся в Раю, и на лбах Ангелов. И тогда Адам спросил Аллах1а о Мухаммаде, мир Ему: «Кто это?». Аллах1 Всевышний ниспослал Ему Откровение, в котором говорилось, что означает: «Это сын из твоего потомства, и если бы не Он, Я не создал бы тебя»(1).


* Аль-‘Арш – это самое грандиозное тело, созданное Аллах1ом, одно из самых возвеличенных Им созданий, находится над Седьмым небом и является потолком Рая. Аль-‘Арш по своей форме напоминает Трон.

(1) Данный Хадис, переданный Имамом Аль-Хакимом и другими, частью ученых-знатоков Хадисов отнесен по степени его передачи к категории достоверных Хадисов, а другими учеными – к категории слабых. Как сообщили теологи, этот Хадис означает, что Аллах1, создав Вселенную, даровал самое почетное место в ней последнему Своему Пророку и Посланнику – Мухаммаду, мир Ему, – и, таким образом, допустимо говорить, как передали ученые, что Вселенная была создана для того (одна из причин этого), чтобы была выявлена высочайшая степень величия нашего Пророка, мир Ему


И тогда, исспрашивая Аллах1а о прощении, Пророк Адам, мир Ему, прочел такое Ду’а (Мольбу): «О Аллах1, ради такого великого сына прости Его отца». Это передано Имамом Аль-Байхакый в книге «Даля`илю-н-Нубува» («Доказательства Пророчества»).     И Аллах1 ниспосылает Адаму, мир Ему, следующее Откровение, что означает:
«О Адам, если бы Ты ради Пророка Мухаммада заступился за жителей Небес и земли, то твое Заступничество (Шафа‘ат) было бы принято».

Также рассказывается, что когда Адам, мир Ему, находясь в Раю, поднял голову и увидел, что на Аль-‘Арше написано: «Ля илях1а илля-ллах1, Мухаммадур-Расулю-ллах1» («Нет божества кроме Аллах1а, Мухьаммад – Посланник Аллах1а»), – то Он воззвал к Аллах1у с Мольбой о прощении: «О Аллах1! Прошу Тебя ради достоинства Мухаммада, прости меня!». Аллах1 в Своем Откровении спросил Его**, что означает: «О Адам, как ты узнал о Мухаммаде, когда Я ещё не создал Его?». Адам ответил, что когда Он увидел то, что было написано на Аль-‘Арше, понял, что Аллах1 не упомянет возле Своего Имени никого иного, кроме самого любимого из Своих созданий. И Аллах1 простил Адаму Его прегрешение.

** Не следует думать, что Аллах1у не было известно о том, как Адам узнал о Мухаммаде, мир Им, последнем Божьем Пророке – Аллах1 Всезнающ, Он не нуждается в осведомлении Его ни людьми, ни Ангелами, Он создал наш мир по Своей Воле, Знанию и Предопределению: Он знает все, что было, есть и будет.          

Ошибкой было бы считать, что первый Божий Пророк совершил большой грех или же такой малый грех, который указывает на подлость согрешившего, – такие поступки не присущи высокому статусу Пророков, являющихся Божьими избранниками.

Пророки, как сказано об этом в Священном Кур`ане, – лучшие из всех созданий Аллах1а (Значение сказанного в Суре «Аль-Ан‘ам», Аят 86). Аллах1 оградил всех Пророков, мир Им, от неверия, больших грехов и тех малых грехов, в которых есть подлость или низость.  (В случае, когда Пророки совершали малые грехи, в которых не было подлости, Они успевали покаяться до того, пока за Ними не последовали люди). Аллах1 наделил Пророков множеством прекрасных качеств: добросердечностью, знанием, щедростью, правдивостью, развитым умом, честностью, мужеством и высокой моралью.

Спасение Пророка Нуха (Ноя), мир Ему, и Его Общины.

 День ‘Ашура` явился поворотным для Общины Пророка Нуха (Ноя), мир Ему. В этот памятный день Аллах1 даровал Пророку Нуху, мир Ему, и Его последователям, находившимся вместе с Пророком на Ковчеге-корабле, спасение от гибели в водах Великого Потопа.

Нух, мир Ему, был послан Богом к людям в те времена, когда по земле распространилось невежество и неверие (язычество, идолопоклонничество). Люди забыли о Вере своих предков, веривших и поклонявшихся Одному-Единому Богу – Аллах1у, Создателю Вселенной, Который не имеет подобия созданным ни в Своей Сущности, ни в Атрибутах (Сыфатах), ни в Действиях. Эта Вера по-арабски называется «Ислам», т.е. «покорность Единому Богу в соответствии с ниспосланными Им Законами».                                                                                                                                       

Чтобы люди отказались от поклонения созданным и обратились к Истинной религии, к Вере своих предков, Аллах1 ниспослал им Пророка Нуха, мир Ему. Он призывал неверующих к Исламу на протяжении 950-ти лет, но сердца многих из них оказались закрыты к принятию Истины, и только немногие из людей последовали за Божьим Посланником. Принявших Ислам было примерно 80 человек, в их числе – трое из сыновей Нуха, мир Ему, – Сам, Хам и Йафис.

Аллах1 ниспосылает Нуху, мир Ему, Откровение, в котором сообщалось, что более никто не уверует в Него. И тогда Пророк горячо молил Аллах1а о том, чтобы на земле не осталось ни одного неверующего. В ответ на Мольбу Нуха, мир Ему, Аллах1 ниспосылает новое Откровение: Он повелевает Пророку построить большой корабль-ковчег. Когда корабль был готов, на его борт вместе с Пророком и Его сыновьями вступили все остальные верующие. Кроме них, на корабль взяли по паре разных животных: мелкий и крупный рогатый скот, птиц и другую живность.

После того, как все верующие оказались на корабле Нуха, мир Ему, Аллах1 вывел из земли родники и повелел спуститься на землю небесной воде. Эти две воды смешались и покрыли землю и все живое на ней. И все люди, оставшиеся на земле, нашли свою погибель в этом грандиозном Потопе… И только Пророк Нух, мир Ему, и те, кто ступил на Его корабль из людей и животных, по Воле Аллах1а, были спасены.                

150 дней и ночей Ковчег Нуха, мир Ему, носило по водам Потопа. А когда пришло время закончиться Великому Потопу, было сообщено горам, что корабль Пророка Нуха, мир Ему, причалит к одной из них, и тогда все горы вытянулись, будто бы желая того, чтобы корабль Пророка остановился именно на их вершинах, и только одна гора, которая называлась «Джудди», опустилась так низко, что оказалась значительно ниже уровня воды Потопа. По Воле Аллах1а земля поглотила всю воду и снова стала такой, какой была прежде. И корабль Нуха, мир Ему, причалил именно к той горе, которая, будто бы проявив скромность, оказалась в самом низком положении, – к горе Джудди. Эта гора находится на территории современного Ирака.

Нух, мир Ему, и находившиеся с Ним во время Великого Потопа мусульмане ступили на землю в благословенный день ‘Ашура`.                                                                                                   

Ни у кого из верующих Общины Пророка Нуха, мир Ему, кроме Его сыновей – Сама, Хама и Йафиса – не было потомства. От этих людей и пошло после Великого Потопа все человечество.

Спасение Пророка Мусы (Моисея), мир Ему, и Его последователей.

В благословенный день ‘Ашура` Аллах1 даровал спасение и другому Своему великому Пророку и Его общине, – это событие известно в истории как «Чудо спасения Мусы (Моисея), мир Ему».

 Аллах1 Всевышний послал Пророка Мусу и Его брата Пророка Харуна (Аарона), мир Им, чтобы Они призвали фараона, правителя Египта, и его подданных уверовать в Единого Создателя, Аллах1а, и поклонятся только Ему. Фараон был тираном, он считал себя «Богом», заставляя людей поклоняться себе. Когда Пророки пришли к фараону, то призвали Его уверовать в Единого Бога. Но фараон не внял Их призыву и продолжил углубляться в своем неверии. Он стал преследовать Пророков и Их последователей. Мусульмане стойко сносили все гонения.

Аллах1 ниспосылает Пророку Мусе, мир Ему, Повеление покинуть Египет. И Пророк вместе со своими последователями отправляются в путь. Когда сведения об этом дошли до фараона, он снарядил конную армию – в ней было 1 миллион и 600 тысяч человек – и отправился в погоню за верующими, которых числом было значительно меньше, чем воинов фараона – всего 600 тысяч человек.

Армия фараона нагнала верующих у Красного моря. Когда они увидели численное превосходство и мощь противника, в смятении стали говорить, что фараон может уничтожить их. Тогда Муса, мир Ему, обратился к своим последователям с речью, успокоившей волнение в их сердцах. Люди подошли к морю и увидели, что оно штормит. Аллах1 ниспосылает Пророку Мусе, мир Ему, Повеление ударить посохом по воде. Пророк выполнил Повеление Бога, и все с изумлением увидели, что море по Воле Всевышнего разделилось на 12 частей, образовав проходы по суше. То, что возникло на месте моря, оказалось подобным большим горам из воды и пролегающими между ними сухими дорогами. И Муса, мир Ему, с верующими проследовали по этим дорогам. Фараон, преследовавший верующих, подошел к морю и, увидев в нем проходы, с заносчивостью воскликнул: «Последуем за ними и догоним их!». И когда они кинулись вслед за верующими, Аллах1 Всевышний повелел морю принять прежний вид и полностью накрыть их. И тогда волны сомкнулись над их головами…

Некоторые из сторонников фараона, считавшие его «Богом», не верили, что он умер, но по Воле Аллах1а мертвое, распухшее от воды, тело фараона было выброшено морской волной на берег, и все убедились в свершившемся над фараоном и его последователями возмездии. Таков был конец тех, кто отвергнул призывы Божьих Пророков, отказавшись от религии поклонения Единому Богу, и кто враждовал с верующими. Они были наказаны Аллах1ом за неверие и угнетение людей.

‘Ашура` в истории Общины последователей Пророка Мухаммада, мир Ему.             

День ‘Ашура` стал памятным и для Общины последнего Пророка – Мухаммада, мир Ему.

Несостоявшееся сражение.

На 4-м году Хиджры язычники готовились провести в день ‘Ашура` сражение с мусульманами (оно получило название «Зат Ар-Рика‘»), но, по Воле Аллах1а, этого не произошло: Бог поселил в сердцах неверующих страх, и они бесславно бежали с поля боя, бросив свое имущество и семьи. Так мусульмане избежали возможных потерь в своих рядах. Поистине, Аллах1 ограждает Своего Пророка и Его последователей от вреда их врагов!

Гибель внука Пророка Мухаммада, мир Ему, Хусейна сына ‘Али, и правнука Пророка, мир Ему, Абу Бакра сына Хасана.

В день ‘Ашура` на 61-м году Хиджры произошло и печальное событие – мученической смертью от рук угнетателей погиб внук Пророка Мухаммада, мир Ему, – Абу ‘Абдуллах1 Хусейн Ибн ‘Али, матерью его была дочь Пророка Фатима Аз-Захра`, да благословит их обоих Аллах1. Участь Хусейна в тот день разделил и его племянник – Абу Бакр Ибн Хасан Ибн ‘Али, да благословит его Аллах1. Они оба пали смертью шахидов – праведных защитников Истинной Веры, безвинно убиенных угнетателями.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал о своих внуках Хусейне и Хасане такие слова: «Хасан и Хусейн  – господа юношей Рая», а  также: «Это – мои дети (то есть, потомки): кто любит их, тот любит и меня».

День ‘Ашура`, поистине, – это особый день в истории Исламской Общины, берущей свое начало от первого Пророка и Праотца всех людей – Адама, мир Ему.

В  этот день произошли и другие важные события:

- Спасение Пророка Ибрах1има от царя-тирана Нумруда;

- Возвращение Пророка Юсуфа к своему отцу Пророку Якъубу;

- Прощение Пророка Дауда за ошибку;

- Дарование Пророку Сулейману особой власти;

- Выход Пророка Юнуса из живота рыбы;

- Исцеление Пророка Айюба (мир им Всем).

О достоинствах соблюдения Поста в день ‘Ашура`.

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал своих последователей соблюдать Пост в благословенный день ‘Ашура`, рассказывая им о высоких достоинствах этого деяния. Пост в день ‘Ашура` является действием из Сунны нашего Пророка, мир Ему, который сказал об этом дне: «Тому, кто постится в этот день искренне ради Аллах1а Всевышнего, прощаются грехи, совершенные им на протяжении последнего года». Этот Хадис передан Имамом Муслимом.

Благочестивые Исламские ученые подтвердили, что соблюдать Пост в  день ‘Ашура`,  – сунна (желательное действие из рекомендованных либо совершавшимися самим Пророком, мир Ему).

Передано в достоверном сборнике имама Муслима от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах1, что Посланник Аллах1a, мир Ему, когда переселился в Медину, узнал о том, что иудеи держат пост в день ‘Ашура`. И Посланник Аллах1a, мир Ему, спросил у них: "Что это за день, в который вы держите пост?".  И они Ему ответили: "Это великий день. Это день, в который Аллах1 спас Пророка Мусу и его народ и утопил фараона вместе с его войском. И Муса держал в этот день Пост, проявляя благодарность Аллах1у. И мы тоже держим в этот день, следуя ему". И тогда Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал: "Пророк Муса, мир Ему, наш, и мы будем следовать за Ним."  Пророк Мухаммад, мир Ему, начал держать Пост в этот день и побуждал Свою общину, чтобы они тоже держали Пост в этот день.

Также передано в достоверном сборнике имама Муслима, что Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал: "Это день ‘Ашура`! Аллах1 не обязал вас держать Пост в этот день, но я держу его, и кто хочет, пусть тоже держит, а кто не хочет, может не держать". А также передано в достоверном сборнике имама Муслима от Абу Къотадах1 Аль-Ансорий, да будет доволен ими Аллах1, который сказал, что однажды у Пророка Мухаммада, мир Ему, спросили про Пост в день ‘Ашура`, на что Пророк, мир Ему, ответил: "Кто держит Пост в день ‘Ашура`, тому Аллах1 простит его грехи за прошедший год". А также Сунна держать Пост в день Тасу1аъ, это девятый день месяца Мухьаррама, то есть день перед ‘Ашура`, потому что Пророк, мир ему сказал: "Если я доживу до следующего года, то непременно буду держать Пост в девятый день тоже." Этот Хьадис передал имам Муслим. Но, сказано, что Посланник Аллах1а, мир Ему, не дожил до следующего года.

Имам Аш-Шафи1ий и его последователи, а также имам Ахьмад, имам Исхьакъ и другие сказали, что Сунна держать Пост и в девятый, и в десятый дни месяца Мухьаррама, т.к. Пророк, Мир Ему, держал в десятый день и намеревался держать в девятый день. Некоторые ученые сказали:"Возможно, причина того, что Пророк, мир Ему, хотел держать в девятый день вместе с десятым, чтобы отличиться от иудеев, которые держали только в десятый." А некоторые ученые сказали, что мудрость этого заключается в том, что Пророк, мир Ему, хотел подстраховаться, потому что, бывает, ошибаются в определении первого дня месяца, а также, чтобы отличаться от иудеев. А у кого не получилось держать в девятый день, то Сунна для него держать в одиннадцатый день вместе с десятым. Имам Аш-Шафи1ий сказал в своей книге "Аль-Умм", что рекомендует держать пост три дня: девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца Мухьаррама.

День ‘Ашура`, - это день, в который прощаются грехи. Это день, в котором Аллах1 принимает благие деяния, возвышает степени Своих рабов, день, в котором Аллах1 увеличивает барокят, и день, в котором радуются нуждающиеся. Это день, в который следует давать садакъа и больше совершать благих деяний.  Считается желательным давать садакъа в ночь перед днем ‘Ашура` и в день ‘Ашура`, чтобы получить довольствие Аллах1а. Передано в Хьадисе, что тот, кто даст в качестве садакъа один дирх1ам (1 серебряная монета), тому Аллах1 взамен воздаст 700 дирх1амами. И каждый дирх1ам, который он расходует в этот день, проявляя покорность Аллах1у, на весах будет тяжелее, чем небеса и земли.

Умар ибн Аль-Хатт1аб, да будет доволенимАллах1, говорил: "В ночь и день ‘Ашура`,  старайтесь быть более щедрыми по отношению к своим семьям и старайтесь делать больше добра для них".

Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал: "Кто проявит щедрость по отношению к своей семье в день ‘Ашура`, тому Аллах1 дарует много ризкъа на протяжении всего остального года".

Напомним всем нам повеление Аллах1а, означающее: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь АллахIа, ведь Аллахсуров в наказании». (Аль-Маида, Аят 2).

В этом 1442 году по Хиджре, 10-ое число месяца Мухьаррам, день ‘Ашура`, приходится на 29-ое августа 2020 года (по григорианскому летоисчислению).

 Материал собран:

Государственным комитетом ЧРИ по Религии и Шари'атскому праву.