Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

"Мемориал" рассказал о пытках Байдулаева до его убийства в Чечне

                                                                                                                                                                                                                   

Убитый при спецоперации в Серноводском районе Чечни Казбек Байдулаев подвергался похищениям и пыткам, прежде чем примкнул к вооруженному подполью. Дома его родных сожгли после нападения боевиков на Грозный, хотя данных об участии Байдулаевых в этой атаке нет, указал Правозащитный центр "Мемориал".

Как писал "Кавказский узел", 11 октября два предполагаемых боевика были убиты во время контртеррористической операции в Чечне. Перестрелка произошла в Серноводском районе недалеко от границы с Сунженским районом Ингушетии. Эта спецоперация стала в Чечне первой почти за два года, свидетельствуют подсчеты "Кавказского узла". Убитые опознаны как Рустам Борчашвили и Казбек Байдулаев. Силовики еще в 2013 году объявляли Борчашвили убитым при спецоперации, а родственники Казбека Байдулаева ранее заявляли о фабрикации против него уголовных дел.

32-летний уроженец чеченского села Янди Казбек Байдулаев, по информации силовиков, с 2016 года участвовал в боевых действиях в Сирии, но вернулся в Россию в 2020 году. В 2008 году он был осужден вместе с братом Анзором на шесть месяцев лишения свободы по статье об участии в незаконном вооруженном формировании. Родственники заявляли, что Казбека и Анзора пытали, принудив их подписать признательные показания. В марте 2009 года родственники Казбека Байдулаева сообщили, что его увезли из дома вооруженные люди. Спустя несколько дней Байдулаев нашелся в грозненском РОВД. При встрече он рассказал матери, что силовики заставили его оговорить себя.

Казбек Байдулаев присоединился к боевикам в 2012 году, однако похищениям и пыткам подвергался с 2008 года, а к 2011 году был дважды осужден за причастность к незаконным вооруженным формированиям. Родные Байдулаева, которые и сами подвергались преследованиям, настаивали, что уголовные дела против Казбека были сфабрикованы, говорится в сегодняшней публикации Правозащитного центра "Мемориал".

Родственники Казбека Байдулаева покинули Чечню больше пяти лет назад - в декабре 2014 года силовики сожгли дом его родителей в селении Янди Ачхой-Мартановского района и семье пришлось уехать из республики, отмечают правозащитники.

Семья Байдулаевых связывала преследование Казбека с тем, что его двоюродные дяди воевали против федеральных войск во время Первой чеченской войны, с 1994 по 1996 год. Члены семьи утверждают, что уже во Второй чеченской никто из них не воевал, однако при Рамзане Кадырове силовики постоянно держали их в поле зрения как "потенциальных противников режима".

Некоторым из Байдулаевых приходилось скрываться от властей. В апреле 2008 года показания на одного из членов семьи как на пособников боевиков дал один из арестованных членов подполья. "По утверждению Байдулаевых, позже этот боевик каялся перед ними за то, что оговорил члена их семьи под пытками", - говорится в публикации на сайте "Мемориала".

История семьи Байдулаевых более подробно изложена в докладе комитета "Гражданское содействие" и ПЦ "Мемориал" "Чеченцы в России", опубликованном на "Кавказском узле". Судьба минимум двоих Байдулаевых после похищений в 2012 и 2013 годах осталась неизвестной.

Казбека Байдулаева впервые задержали 12 апреля 2008 года, на тот момент ему было 20 лет. После задержания Казбека пытали, заставили оговорить себя и вскоре осудили на шесть месяцев лишения свободы по статье о причастности к боевикам. "Столь малый срок наказания указывает на то, что у обвинения не было никаких реальных доказательств его вины", - отмечают правозащитники.

В октябре 2008 года Байдулаев освободился из заключения, но уже через полгода, 22 марта 2009 года, родственники заявили о его похищении: в дом семьи в селе Янди ворвались вооруженные люди, которые увезли молодого человека. Близкие Казбека через три дня разыскали его в одном из подразделений силовых структур.

"Как он позднее рассказал матери, всё это время его избивали, унижали и пытали, вынудив вновь оговорить себя. Казбека привезли на окраину Янди, где он «указал» на схрон с оружием, к которому не имел никакого отношения. В суде Байдулаев тоже подробно рассказал, как его заставили оговорить себя, о пытках и угрозах, в том числе изнасилованием", - отмечается в материале "Мемориала".

После второго самооговора Байдулаева осудили по той же статье об участии в незаконном вооруженном формировании, но уже на два года. Он отбыл срок в марте 2011 года и вернулся домой, начал работать в Грозном на стройках. Узнав спустя несколько месяцев, что силовики расспрашивают о нем односельчан, Казбек скрылся, объяснив родным, что "не сможет ещё раз выдержать пытки и унижения, через которые прошел".

Семью Байдулаевых в числе других семей выдворили из Чечни после нападения боевиков на Грозный 4 декабря 2014 года. В ходе нападения и начатой в связи с ним спецоперации были убиты 11 боевиков и 14 полицейских, 36 силовиков были ранены, погиб мирный житель. Сведений о том, что Байдулаевы участвовали в атаке на Грозный, нет, однако силовики сожгли дома родителей Казбека и их 76-летнего родственника.

Глава республики Рамзан Кадыров открыто заявлял о коллективной ответственности за действия боевиков и о готовности сносить дома их семей. В селе Янди Ачхой-Мартановского района, откуда родом Казбек Байдулаев, 7 декабря 2014 года были сожжены дома трех семей, говорится в справке "Кавказского узла" "Как разрушают дома в Чечне". Фотографии сожженных домов в Янди опубликованы в репортаже "Кавказского узла" с фотографиями ПЦ "Мемориал". 

Некоторые источники утверждают, что в 2016-2020 годах Казбек Байдулаев находился не в Сирии, как утверждают силовики, а в Турции, однако подтверждениями или опровержениями какой-либо из этих версий "Мемориал" не располагает.

Судьба Казбека Байдулаева - пример того, что противозаконные методы борьбы с вооруженным подпольем ведут лишь к расширению мобилизационной базы боевиков, считает член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов. В Чечне практикуются пытки, похищения, секретные тюрьмы и сожжения домов родственников, тогда как принципиально иной, правовой подход к борьбе с подпольем убедительно доказал свою эффективность в соседней Ингушетии, когда власти республики взяли курс на диалог с обществом, создание комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни и конструктивное взаимодействие с семьями боевиков.

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/355379/
© Кавказский Узел