Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Специалист по Кадырову во главе ЦРУ. Что сулит Кавказу возвращение Уильяма Бернса в политику

Уильям Бернс, президент фонда Карнеги

Избранный президент США Джо Байден намерен назначить директором Центрального разведывательного управления Уильяма Бернса – бывшего посла в Москве, заместителя госсекретаря США. Также он известен как специалист по Кавказу. Что означает его назначение для региона?

Бернс проработал в Госдепартаменте США 33 года и закончил службу в 2014 году. Он свободно владеет русским и арабским языками. С 2005 по 2008 годы он был послом США в России, также работал послом в Иордании, участвовал во множестве переговоров по ближневосточной тематике.

Уильям Бернс

Уильям Бернс родился 4 апреля 1956 года в Северной Каролине. Он получил степень бакалавра истории в пенсильванском университете Ла Саль, а также магистерскую и докторскую степени в области международных отношений в Оксфорде.

В 1994 году он вошел в списки "Пятидесяти самых многообещающих американских лидеров моложе сорока лет" и "Ста молодых глобальных лидеров" по версии журнала Time. В 2013 году издание Foreign Policy назвало его "Дипломатом года".

Бернс завершил карьеру дипломата в 2014 году. Но продолжил свою деятельность в качестве президента Фонда Карнеги, цель которого "содействие сотрудничеству между странами мира".

Экс-дипломата считают надпартийным человеком, он действует в интересах страны, что доказал своей работой при разных администрациях – как при демократах, так и при республиканцах.

"Кадыров остается жестоким головорезом"

Северному Кавказу имя Бернса знакомо: в 2010-м году WikiLeaks слил в интернет его отчеты и телеграммы, посланные из Москвы в Вашингтон. Документы касались, в частности, ситуации в Чечне. Дипломат писал, что глава республики Рамзан Кадыров "забирает себе треть всех денег, которые идут на восстановление Чечни".

Консолидация власти в руках Кадырова и его своенравие могут легко привести к возобновлению похищений и других нарушений прав человека

"Кадыров коррумпирован в той же степени, что и военные, но деньги, которые он экспроприирует из субсидий Москвы, считаются платой за то, чтобы все было тихо. И действительно, Кадыров и другие полевые командиры способны сохранять определенную степень безопасности в Чечне", – говорилось в одном из отчетов Бернса.

В депеше дипломат подчеркивал, что "чеченизация служб безопасности, несмотря на все очевидные недостатки, показала, что местные жители могут выполнять задачи по обеспечению безопасности более эффективно, чем русские войска": "Но до тех пор, пока в Чечне будут править бывшие полевые командиры сепаратистов, российские силы должны будут оставаться в численности, достаточной для того, чтобы бывшие сепаратисты оставались бывшими".

На заре прихода Кадырова к власти, Бернс отмечал, что первые месяцы его правления создавалась иллюзия жесткого контроля над похищениями людей в Чечне: "Несмотря на уменьшение количества похищений людей и прогресс в восстановлении Чечни, права человека и верховенство закона остаются неудовлетворительными и зависят от настроения чеченского лидера. Кадыров остается жестоким головорезом, но теперь он видит политическую выгоду в том, чтобы немного приукрашивать свои поступки. так же быстро, как и они прекратятся".

При этом дипломат замечал, что "транспорт и пешеходы вернулись на улицы города": "Собеседники приписывают этот прогресс руководству Рамзана Кадырова, признавая при этом издержки прав человека".

Посольство США внимательно следило за ситуацией в Чечне после убийства в сентябре 2008 года в Москве экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева, считая, что члены его семьи могут мстить Кадыровым. Стабилизация же обстановки в республике, о которой заявляли российские власти, рассматривалась как поверхностная.

С интересом Бернс писал в Вашингтон о свадьбе сына известного депутата Госдумы от Дагестана Махача Гаджиева, на которую его пригласили в Махачкалу. Дипломат рассказывал, что чеченский глава тогда подарил молодоженам "пятикилограммовый кусок золота". Говоря о территориальных претензиях на Северном Кавказе, Бернс отмечал, что это "нити, которые русский центр всегда использовал, чтобы дергать в случае необходимости".

Также в посольстве США не обошли вниманием и первые шаги Кадырова на Ближнем Востоке, сделанные им в погоне за финансовой помощью в деле восстановления разрушенной республики: "Правительство России, похоже, уверено, что оно выиграет больше, позволив Кадырову обратиться к мусульманскому миру".

С большой долей вероятности можно говорить, что в новой администрации президента США будет особое место уделяться демократическим ценностям.

В годы, когда Бернс был послом, его интерес к Кавказу не ограничивался северной частью региона. Он также пристально следили и за политикой России в отношении стран Закавказья. Например, за два года до конфликта в Грузии, из Москвы в Вашингтон шли депеши, сообщающие об изменение политики Москвы в регионе, в частности, о том, что в Кремле уже не говорят о территориальной целостности Грузии.

В целом отношение Бернса к России можно рассматривать через призму его книги The Back Channel: A Memoir of American Diplomacy and the Case for Its Renewal. Он указывает, что даже с ограниченными возможностями Россия может оказать значительное влияние, зачастую негативное, на ландшафт Кавказа.

"Он будет искать новый путь"

Новому директору ЦРУ на данном этапе не будет интересен Кавказ в силу ряда причин, в том числе и по факту относительного затишья на Северном Кавказе, считает аналитик по Северному Кавказу американского The Jamestown Foundation Валерий Дзуцати.

Но бесспорно, что Бернс будет лучше знать, о чем идет речь, когда будет получать информацию как о Северном Кавказе, так и в целом о кавказском регионе, добавил эксперт: "Так как он дипломат, то соответственно, мне кажется, будет укрепляться информационная составляющая, но каких-то практических последствий я не ожидаю".

Назначение Бернса не стоит рассматривать без связки с другими назначениями внутри администрации Байдена, заметил французский политолог, исследователь высшей школы политических наук CERI Sciences-Po Торнике Гордадзе.

С большой долей вероятности можно говорить, что в новой администрации президента США будет особое место уделяться демократическим ценностям, предположил собеседник Кавказ.Реалии: "Это ни в коей мере не означает, что будут какие-то резкие движения против России. Бернс понимает, что сегодняшняя Америка – это не та страна, которая диктовала свои условия миру. Он будет искать новый путь".

И иазначение дипломата, который прекрасно знает Россию и Ближний Восток, означает, что новый президент уделяет большое внимание внешним факторам влияния на внутреннюю политику США, на попытки той же РФ вмешиваться в процессы в Штатах, пояснил Гардадзе: "То есть нужен был именно тот человек, который знал бы и понимал, что и как делает Россия. Таким специалистом и является бывший посол Уильям Бернс".

Тимур Саидов

https://www.kavkazr.com/a/31044088.html