Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Правозащитники связали поджог офиса "Мемориала" с действиями властей Чечни

Нападение на офис ПЦ "Мемориал" в Ингушетии – следствие безнаказанности людей, причастных к нарушениям прав человека в Чечне, считают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.

Как писал "Кавказский узел", сегодня ночью двое неизвестных подожгли офис ПЦ "Мемориал" в Назрани, рассказал член совета "Мемориала" Олег Орлов. Сгорели компьютеры и мебель, никто из людей не пострадал. Правозащитный центр расценил это нападение как теракт и связал его с преследованием главы отделения "Мемориала" в Чечне.

Руководитель грозненского представительства ПЦ "Мемориал" Оюб Титиев с 11 января находится под стражей по обвинению в хранении марихуаны. Сам Титиев утверждает, что наркотики были ему подброшены. Правозащитник также рассказал адвокату, что чеченские силовики принуждали его к самооговору и угрожали уголовным преследованием его родственников. 14 января стало известно, что родные Титиева покинули республику из-за непрекращающихся угроз.

Нападение на офис "Мемориала" в Ингушетии стало следствием безнаказанности людей, причастных к ряду событий в Чечне, в частности, поджогу офиса Комитета против пыток в Грозном в декабре 2014 года, считает помощник руководителя и юрист "Комитета против пыток" Олег Хабибрахманов.

"Комитет против пыток" не раз заявлял о том, что происходящее в Чечне "рано или поздно будет экстраполировано на территорию всей России", напомнил юрист. Комитет предупреждал об этом и тогда, когда различные активисты призывали его членов отказаться от своей деятельности в Чечне, указывая на самобытность чеченского народа, на "свои порядки, законы и традиции", уточнил он.

"Нам говорили: они никогда не будут жить по своим законам. Мы отвечали, что никаких "они" не существует, равно как не существует и "чеченских законов". А существует лишь российская власть на территории Российской Федерации, и если власть позволяет совершать преступления в Чечне, то все это передастся на другие регионы. Как показывает практика, нарушения прав человека не удерживаются в одной локации. Если в Чечне незаконные методы воздействия на правозащитников применяются удачно, то таковыми они будут и в соседних республиках", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Олег Хабибрахманов.

Юрист напомнил и о том, что остается нераскрытым дело о нападении на автобус с журналистами и правозащитниками, которое произошло в Ингушетии близ границы Чечни в марте 2016 года. По мнению Хабибрахманова, правоохранители могли бы найти преступников "достаточно быстро", но в этом не заинтересованы власти Чечни.

"Зачем? Всегда можно обвинить Госдеп США, иностранных агентов, врагов России, ИГИЛ (запрещенная в России судом террористическая организация. – Прим. "Кавказского узла"). В глазах массы такие выражения даже увеличивают авторитет власти", - считает помощник руководителя "Комитета против пыток".

Нападения на правозащитников в ближайшее время могут произойти и в Дагестане, и в других республиках Северного Кавказа, предположил Олег Хабибрахманов.

Именно безнаказанность участников нападений на правозащитников порождает новые нападения и поджоги, считает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

"Нападения могут быть организованы как "верхами", так и "горячими головами" среди граждан. Чтобы порочный круг был разорван, правозащитникам должны помогать журналисты - подробно описывать преступления, рассказывать о том, что происходит в соседних республиках, если речь идет о Северном Кавказе. В свою очередь мы, правозащитники, должны предоставлять исчерпывающую информацию. Все вместе мы должны требовать от властей и правоохранителей качественного расследования. Я не сомневаюсь, что в "Мемориале", а также в других правозащитных организациях, сделают все, чтобы помочь следствию. Мы должны работать не только в меру своих возможностей, но и больше", - сказала сегодня корреспонденту "Кавказского узла" Людмила Алексеева.

Поджог офиса "Мемориала" мог быть организован чеченскими силовиками, поскольку их активность распространилась на российские регионы уже давно и не ограничивается Северным Кавказом, предположила руководитель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

При этом правозащитница полностью исключила "ингушский след" в поджоге, так как, по ее мнению, среди ингушей нет недовольных деятельностью "Мемориала" в республике.

У "Мемориала" "нормальные отношения с ингушской властью", согласна программный директор Human Rights Watch в России Татьяна Локшина. По ее мнению, поджог офиса в Назрани и давление на Оюба Титиева – звенья одной цепи. Член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов и адвокат Титиева Петр Заикин ездят к Титиеву в Чечню именно из Ингушетии, сказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Локшина.

Учитывая это, "есть все основания полагать, что поджог офиса и дело Титиева являются еще одной попыткой вытеснить "Мемориал" полностью из Чечни, дать понять, что работать по Чечне, отстаивать Титиева обходится очень дорого", пояснила Локшина.

Ранее Human Rights Watch заявила, что уголовное преследование Оюба Титиева по делу о наркотиках имеет целью дискредитировать правозащитника в глазах чеченской общественности и заставить Правозащитный центр "Мемориал" прекратить работу в Чечне.

Офис "Мемориала" в Ингушетии активно использовался правозащитниками и журналистами во время чеченских войн, именно в Ингушетии в те времена базировалось большинство представителей СМИ и правозащитных организаций, напомнила Татьяна Локшина.

"Для всех нас, кто работал в Чечне во время войны, для журналистов, и российских, и иностранных, правозащитников, офис стал настоящим домом. То, что произошло ночью, - это горе всех нас, не только "Мемориала", - сказала представитель HRW.

Источник:  Кавказский Узел