Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Чеченский выбор

Наш архив.

Литературный, а позже музыкальный, хореографический и кинематографический персонаж «Кармен» известен, наверное, каждому сколько-нибудь образованному человеку. Завораживающие цыганские мотивы, цыганские танцы, наглые и настойчивые попрошайки и гадалки известны еще больше, если не сказать, известны всем и во всех странах. Оставляя в стороне спор о романтизме или прозе цыганской
жизни, отметим, что цыгане - самый уникальный народ в истории человечества, по крайней мере, в известной ее части. Нам не доводилось читать или слышать, по какой причине в незапамятные времена цыгане покинули Индию. Должно быть, задолго до этого на каком-то этапе своего развития цыганский народ трансформировался в определенную социальную систему, самодостаточную и самовоспроизводящуюся. На сегодняшний день цыгане встречаются на всех континентах, легко адаптируясь к любой среде, но при этом сохраняя себя и поддерживая между собой тесные связи.
Благодаря уникальности системы, в которую цыгане организовались, они присутствуют не в одну историческую эпоху, переживают не одну цивилизацию. Нам кажется, фундаментом этой системы служит отсутствие со стороны цыган претензий на свою территорию, а следовательно, на государственность. Цыганотерпимость улетучилась бы в мгновение ока, заяви цыгане о своем суверенитете над каким-нибудь участком земли, где бы то ни было. Мы не можем сослаться на личный пример или пример знакомых, но имеются достаточно убедительные литературные
свидетельства трагических неудач попыток представителей других национальностей адаптироваться к цыганской среде. Например, Хосе из «Кармен» Проспера Меримe и
др. Чеченцы, к сожалению или на радость, не являются цыганами. Как и представителям подавляющего большинства других национальностей, чеченцам свойственно ассимилироваться. Можно встретить арабов, русских, французов, турок чеченского происхождения, а также чеченцев арабского, русского, немецкого, грузинского, еврейского, дагестанского происхождения. В силу разных
обстоятельств люди покидают родные места, растворяются,
переняв чужой язык, обычаи и традиции. Болезненность частных случаев проходит как-то незаме
тно, не привлекая внимания окружающих. Значительная же часть населения, а то и весь народ, оказывается на чужбине исключительно в результате оккупации, политики этнических чисток, других репрессий, создающих
невыносимые условия. Поголовная депортация сопровождается физическим истреблением более половины депортируемых. Классические примеры: изгнание
евреев из древней Иудеи, холокост, насильственное переселение северокавказцев Россией в 19 веке, поголовная депортация этих же северокавказцев и крымских татар в
середине 20 века в Сибирь и Казахстан. История евреев, сумевших сохраниться, не взирая ни на что,
вернуться на историческую родину и воссоздать свое государство - это, скорее, счастливое исключение из правил. Десятки и сотни народов вследствие захватнических войн и репрессий навсегда исчезли с лица земли. Многие народы влачат жалкое существование на грани исчезновения, сделавшись национальными меньшинствами на своей исторической территории. Колониальная, человеконенавистническая политика России преуспела в отношении многих
народностей Севера Кавказа, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Сегодня русские надеются создать на территории бывшего РСФСР мононациональное государство путем дальнейшей ассимиляции еще имеющихся национальных меньшинств. Этим стремлением продиктованы стратегия и тактика советско-российского руководства по отношению к чеченцам с конца 80-х годов, когда стал очевиден развал СССР. В течени
е десяти лет Россия организует непрерывную череду провокаций и террористических актов, в том числе две затяжные войны, чтобы, по выражению Бориса Ельцина, «окончательно решить чеченский вопрос», т.е. путем
критического сокращения численности чеченского населения и ускоренной ассимиляции
остатков искоренить идею чеченской независимости. Если что-то может случиться, оно случается. Стало быть, если что-то не может случиться, оно не случается. Михаил Горбачев однажды признался, что ему еще в бытность СССР как Президенту предлагали в профилактических целях устроить чеченцам некоторую экзекуцию с элементами депортации, заточения в тюрьмы, а также физического устранения наиболее одиозных личностей. Кремлевских
стратегов неслучайно встревожил всплеск активности чеченцев в эпоху перестройки в связи с открывшимися экономическими и политическими возможностями. Не
отрицая значение субъективного фактора в истории, ничуть не умаляя личные заслуги Горбачева, подчеркнем: если что не случилось, то оно не могло случиться из-за ряда
объективных исторических предпосылок. В то же время чеченский выбор, заключающийся
в провозглашении в 1990 г. государственной независимости, случился, потому что мог случиться в силу исторического опыта чеченцев,
национального менталитета, географии и, разумеется, веяний времени. В предыдущих работах, как нам кажется, нами даны зарисовки того, каким образом, какими изощренными и кровавыми приемами российские шовинисты пытаются повернуть вспять колесо истории - вернуть в состав России Чечню, абсолютно легитимным путем самоопределившуюся как с точки зрения советско-российского законодательства,
так и с точки зрения международного права. В свете отчаянных попыток русских убедить мир и, прежде всего, самих чеченцев в недееспособности Чеченской Республики как независимого государства приобретает актуальность критический анализ чеченским обществом пройденного пути, хотя бы с тем, чтобы гарантировать неповторение прежних ошибок. Не называя конкретные имена, авторы не снимают ответственности как с себя, так и с любого чеченца, за
все, что в республике с 1996 по 1999 гг. происходило негативного. Английская поговорка гласит, что сначала думают, затем делают и лишь потом говорят. О чем мы думали и думали ли вообще - вопрос дискуссионный; что мы делали и собирались ли что-либо делать - вопрос тоже интересный; а вот о чем мы без устали говорили и творим все время - ни для кого
не секрет. Буквально все были заняты разговорами о шариате, о проблемах построения исламского государства. Оказалось, исламскими и шариатскими бывают полки, порядки, государства, суды и партии. В период распространения ислама и правления праведных халифов города и государства, верблюды и караваны, как будто, носили традиционные имена, и к ним не прилеплялись эпитеты «исламский» или
«шариатский». Между тем перед обществом стояли задачи куда прозаичнее и актуальнее:
сплошная разруха, безденежье, безработица, правовой беспредел,
международная изоляция и т.д. Любая из обозначенных проблем требует высочайшего напряжения и больших усилий. Никогда в истории человечества такие задачи не
решались сами собой или случайно. Осознанность действий - непреложное условие успеха в таких делах. Мы который год страдали от безденежья и безработицы, а стало быть, не отдавали себе отчет в своих действиях. Говорят, умный учится
на чужих ошибках, а дурак на своих. Честное слово, нам пора чисто на одном своем отрицательном опыте сделаться учеными. На понятном обывательском языке шариат - это норма поведения мусульманина. Отход от нее или недобросовестное ее соблюдение означают, что человек грешит и, в конечном счете, рискует перестать быть правоверным. На любом из шести континентов
: на юге и на севере, на востоке и на западе живут мусульмане. Есть страны, где мусульмане составляют большинство, есть и такие, где они - меньшинство. Немало мусульман в различных странах содержится в неволе. Во всех этих случаях мусульмане не перестают быть таковыми, следовательно, шариат - универсальная, общепонятная и общедоступная норма, предписываемая правоверным независимо от времени, территории, климата, цвета кожи, рода занятий, благосостояния, возраста и пола. Ревностный мусульманин и в семье, и на работе, и с соседями, и с иноверцами, на борту самолета, за рулем мерседеса или
запорожца будет вести себя только в соответствии с шариатом, не являющимся изобретением человека.

По нашему убеждению, наряду со многими другими причинами в разладе в чеченском обществе, произошедшем между войнами, не последнюю роль сыграла одна тщательно продуманная и замаскированная провокация. Она заключалась в разделении чеченцев на истинных мусульман и... обычных мусульман, как в рекламных роликах
стиральные порошки делятся на рекламируемые и... обычные, естественно, никуда не годные. И вокруг этой проблемы велись ожесточенные споры, нередко
сопровождавшиеся пролитием крови. Так, одни выступали за немедленное и полное введение шариата, другие – за постепенное и частичное. Большинство, кого принято
называть народом, недоумевало, к чему все это. Парадоксальность ситуации заключалась в том , что все участники нешуточных баталий еще недавно бок о бок
сражались против российских войск. Многие должны помнить, было твердое убеждение, что достаточно провозгласить шариат, и все само собой образуется.
Появились на свет шариатские полки, шариатская гвардия, шариатское министерство и, наконец, шариатские комитеты на местах, должно быть, по аналогии с парткомами из советского прошлого. Мы рисковали стать довольно оригинальными, собравшись покончить с преступностью без учета ее социально-экономической составляющей. Однако подобная перспектива нам грозила меньше всего, как оказалось. Анархия, царившая в хозяйственной жизни, не имела аналогов в обозримом прошлом. Отсутствие утвержденного бюджета и какой-либо программы экономического развития сочеталось с ведомственным произволом и разграблением уцелевших в первую войну материально-технических средств. Организованными и
неорганизованными бандами варварски расхищались недра, нефть, лес, отравляя при этом почву, атмосферу и все живое, в первую очередь, людей. Ни известные указы, ни палки не убедили женщин носить паранджу, а мужчин вести праведный образ жизни.

С какой бы стороны мы ни подходили к опытам по построению чеченского «исламского» государства, все больше убеждаемся в искусственном и заказном характере этих опытов. Чеченцы имели возможность в рассматриваемый период бывать в трех образцовых «исламских» государствах: в Иране, Пакистане и
Афганистане. Имеющиеся наблюдения показывают, что государство, являющееся всего лишь временной формой социального обустройства того или иного народа на
определенной территории, не может быть буддистским, христианским, иудейским или исламским в буквальном смысле слова. Если какое-либо государство называют
исламским или христианским, то это значит, что в данном государстве большинство населения исповедует ту или иную религию. Мало-мальски просвещенному в исламе известно, что никому кроме как человеку и джиннам не дано право выбора: быть или не быть мусульманином. Приписывать государству какие-то особенности сообразно религиозной принадлежности большинства населения, будь то мусульмане или христиане, равносильно попыткам, скажем, приделать называвшимся выше
мерседесу или запорожцу дополнительное колесо или два в зависимости оттого, ездит ли на них еврей или араб в отличие от немца или украинца, создавших данные марки автомобиля. К примеру, армия, как один из институтов государства, в зависимости от страны, которой она принадлежит, не перестает быть таковой или не приобретает другие функции, кроме как защита интересов своей страны от внешней военной угрозы. Логически, если шариат - это предписание свыше, то смертному человеку
вменяется следовать ему и призывать других словом и делом, но не устанавливать за Всевышнего где бы ни было божественные законы или порядки. Наш печальный опыт
по наведению «исламского порядка» показывает, что приписывать себя или других в сотоварищи богу большой грех, за который неминуемо ожидает наказание как в этой

жизни, так и в загробной. «II. Когда им говорят: не посеивайте смут на земле, - они отвечают: напротив, мы выдворяем порядок. 12. Они производят смуты, но не понимают этого. 13. Когда им говорят: веруйте подобно тому, как уверовали другие люди, - они отвечают: разве мы поверим подобно тому, как поверили глупцы? Не сами ли они и суть глупцы? Но они не сознают этого.» (Коран, сура Корова). Наконец, в Чечне в последнее время оснований для каких-либо разногласий в сфере религии было неизмеримо меньше, чем в любой другой сфере человеческой деятельности. В результате бегства или уничтожения бомбежками представителей русской, армянской и еврейской диаспор чеченское общество фактически сделалось мононациональным. Мало того, ислам здесь является исламом сугубо суннитского толка. Даже в расцвет социализма среди чеченцев не было убежденных атеистов. Показательно в этом смысле свидетельство Президента Аслана Масхадова, содержащееся в одной статье российского журналиста Геннадия Жаворонкова начала 1998 г. На вопрос журналиста, «всегда ли он верил в Аллаха, или стал только теперь, когда столько убито и покалечено?», чеченский президент ответил: «Всегда. На земле нет неверующих чеченцев. Разве только Хасбулатов. Он как-то признался в этом. Но думаю, что соврал». Кстати говоря, не менее ущербным для чеченцев, чем разделение на истинных мусульман и обычных, оказалось их разделение в начале 90-х годов на демократов и коммунистов, произошедшее обособлением определенной прослойки общества в специальную партию с названием «демократическая». Абсолютное большинство партийно-хозяйственного актива Чечено-Ингушетии было коммунистами и атеистами символически, но не по убеждению.

В социально-экономическом плане в республике дела шли не лучше, чем в плане наведения «исламского порядка». Изначально наблюдались две тенденции, существовавшие параллельно, переплетаясь и дополняя друг друга. Согласно
одной, не будучи предателями, мы действовали так, как должны бы действовать предатели. Согласно другой, мы работали так, как играют в шахматы, если не знают, что такое матовая ситуация. Осознанно или нет, успешно подрывалась сама идея чеченской государственности. Например, были полностью нивелированы (сведены на нет) определенные положительные следствия войны. Путем бессистемной раздачи наград и званий были размыты очень ценные, прошедшие испытание войной кадры, могущие составить основу успешного строительства чеченского государства. В
списках ветеранов и кавалеров орденов значились люди, кто с оружием или без него противостояли действительным защитникам отечества. Надо полагать, с одной стороны действовала российская агентура, а с другой имело место
преступное попустительство. Кадровая политика, в целом, оставляла желать лучшего. Некоторые активные члены кабинета Хаджиева-Завгаева были награждены орденами.
Мало того, они свободно перекочевывали из кабинета предыдущего в кабинет последующий. Разговоры о том, что они во время войны сотрудничали с ичкерийской властью, были абсолютной чушью. Любой чеченец, ставший одни раз на сторону русских, может десять раз стать на сторону чеченцев. Предают по мотивам трусости, жадности: кого один раз испугают, купят, тот может в других случаях десятки
раз по обстоятельствам пугаться и продаваться, лишь бы предложения были убедительны. Но испокон веков такое поведение называется предательством и считается одним из самых гнусных грехов. Кстати сказать, несколько известных
членов сегодняшне
й так называемой кадыровской администрации присутствуют во властных структурах Чечни беспрерывно с начала последнего десятилетия прошлого
века. К руководству, в общем, допускались люди, которые личное благополучие ставили выше общественного или государственного. К тому же они были недостаточно
порядочными и образованными, чтобы осознавать преимущества подлинной независимости.

Преступность, постепенное обнищание населения, коррупция во властных структурах, экономический кризис, переходивший местами в хаос, происходили, главным
образом, из-за отсутствия четко обозначенных целей и задач, стоявших перед обществом. О научно выверенных программах решения этих и подобных задач не было и речи. В общих чертах было заявлено, что мы строим государство,
но никто не говорил, что это такое. Даже в политическом аспекте многие из составляющих государственной атрибутики напрочь игнорировались, например, собственное гражданское законодательство, национальные паспорта,
государственная система виз и регистрации, контрольно-пропускные пункты на границе и т.д. В продолжающемся беспределе в экономике были виноваты те, кто призван по должности регулировать хозяйственную деятельность государства. К таким должностям относятся вице-премьер по экономическому блоку, министр финансов, министр экономики, председатель национального банка и всевозможные помощники и советники по внутри- и внешнеэкономическим вопросам. Каждый из перечисленных
должностных лиц был обязан инициировать эффективные меры или программу выхода из кризиса. Если ими что-то и предлагалось Президенту, то ясно, что их предложения были абсолютно несостоятельными.

Наступающим летом второй русско-чеченской войне будет два года. Шестого сентября сражающаяся Чечня отметит свое десятилетие, из которого четыре года - это две
широкомасштабные войны, а шесть лет - это по три года на подготовку каждой из войн. Читатель мог заметить, что в наших статьях содержится жесткая самокритика. Мы исходим из того, что наши достижения никому не отнять, но важно и полезно решительно избавляться от ошибок. Самое большое достижение чеченцев - это то, что все эти годы чеченское независимое государство существует, несмотря на неимоверные испытания, которым оно подвергается. Колоссальные людские и материальные потери не сломили волю чеченцев к свободе, воспринимаемой ими
как единственную гарантию самосохранения. Настоящая война, как в свое время и первая, неизбежно вступила в стадию, когда инициатива полностью на стороне чеченских вооруженных формирований. Рассредоточившись по всей территории, имея единое командование в лице Верховного Главнокомандующего и оперативную связь,
немногочисленные мобильные отряды наносят оккупантам значительный урон. Бесясь от бессилия, каратели терроризируют гражданское население, не щадя женщин и
детей, в ответ на что пополняются ряды защитников отечества. За время боев сформировались военные кадры, которые по опыту и изобретательности могут конкурировать с лучшими по мировым стандартам. Военный потенциал
Чеченской Республики явно не снизился и продолжает расти с каждой очередной карательной акцией захватчиков. Надо сказать, после первой войны в связи с имевшим место участием некоторых ветеранов сопротивления в криминальных группах, занимавшихся грабежами и похищением людей, а также после известных экспериментов по наведению «исламского порядка» народ в некоторой
степени разочаровался в своих героях, и это заметно сказывалось в начале войны. Однако вековая ненависть народа к карателям под
аккомпанемент разрывов бомб и
снарядов орудий залпового огня очень скоро перевесила имевшийся холодок и вылилась во всемерную поддержку борьбы против агрессоров. Тот факт, что с первых же дней по одну сторону с русскими оказались печально прославившиеся Кадыров, Ямадаев, Хултыгов, Бажиев, проворовавшийся Дошукаев и др. похитители людей, убийцы и расхитители государственного имущества, показал людям, что криминал в Чеченской Республике организовывался и оплачивался из Москвы. Без сомнения, чеченский народ даже в малейшей степени не мыслит себя под юрисдикцией
России. Показательно, что в большинстве своем московская чеченская диаспора высказывается за переговоры только с Асланом Масхадовым, как с единственно легитимным главой Чеченской Республики. За десять лет самостоятельного развития, являющегося фактически непрерывной борьбой с имперскими устремлениями Кремля, чеченцы приобрели громадный политический опыт. Значительно выросло национальное самосознание, преодолены комплексы, целенаправленно прививаемые прежде русскими всем национальным меньшинствам. Все время со дня провозглашения независимости чеченцы имеют только избранную
национальную власть. В отличие от многих новообразовавшихся государств на постсоветском пространстве, несмотря на войны и провокации, в Чеченской
Республике государственная власть избирается и функционирует строго по Конституции, принятой в 1992 г. Чеченский народ решительно отметал случавшиеся до 1994 г. попытки государственного перепорота и изменения политического курса, а во время войн напрочь игнорирует марионеточные режимы, насаждаемые оккупантами. Выборы Президента и Парламента в 1991г. принятие Конституции в
1992 г. очередные выборы Президента и Парламента в 1997 г. являются важнейшими этапами политического роста чеченского общества, предпочитающего демократический путь развития в противовес колониальной кабале, авторитаризму и другим видам деспотии. На Конституцию Чеченской Республики от 1992 г., как на юридическое свидетельство существования независимого чеченского государства, русским не хватило ни кровавых вылазок со «Знаменской оппозицией», ни первой войны, ни «исламского порядка», ни второй войны, ничего не хватит и впредь.

Можно сказать, к сегодняшнему дню чеченцы имеют состоявшуюся дипломатию. За плечами многолетний опыт переговорного процесса с российским военно-политическим руководством, увенчавшийся подписанием ряда межгосударственных документов, как, например, Хасав-юртовское заявление от 31 августа 1996 г. и Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой Ичкерия от 12 мая 1997 г. Признаться, чеченцы без удовольствия изучили подноготную русского военно-политического истеблишмента, характеризующегося демагогией, чванством и невежеством, замешанными на ненависти ко всему нерусскому. Суровая реальность противостояния российскому домогательству вынудила чеченских руководителей изучить также международное право, наверное, не хуже, чем это делают в лекционных аудиториях специализированных университетов. Министр
иностранных дел Ильяс Ахмадов и другие представители Чеченской Республики за рубежом чувствуют себя уверенно на международных форумах, при личных
встречах с парламентариями и министрами ведущих стран мира. Чеченским представителям уже довелось выступать с высоких трибун ООН и Совета Европы. Плодотворная внешнеполитическая работа продолжается. В эти дни, например, проходят встречи министра иностранных дел ЧРИ Ахмадова с представителями госдепартамента и общественности США, несмотря на наглые протесты российских деятелей. Растущая международная политическая и финансовая изоляция России имеет одним из составляющих неприятие международным сообществом колониальной войны против чеченского народа.

Чеченский выбор, окончательный и бесповоротный – это существование чеченского народа в рамках независимого национального государства, дружба и сотрудничество со всеми народами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Как в свое время заявил первый Президент Чеченской Республики Джохар Дудаев, с чеченцев достаточно скорбных дат от сожительства с русскими. Наши лозунги немного видоизменились. Так, вместо «Война до последнего чеченца» - «Война до последнего оккупанта на чеченской земле», а также вместо «Свобода или смерть» - «Свобода и жизнь».

А. Закаев , Я. Чагаев

ГИА ЧЕЧЕН ПРЕСС, 02.01.2001г.