Центр помощи для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека разослал пресс-релиз о фальсификации дела "норильского террориста", он поступил Каспаров.Ru 16 февраля.
Апти Висаев, которому сейчас 37 лет, 2 февраля 2005 года был похищен из дома неизвестными в форменной одежде. Его пять дней били, пытали холодом, электротоком, резали и душили. По заключению эксперта от 29.03.2005 года у Апти на грудной клетке, бедре и левой ягодице обнаружены многочисленные рубцы — следствие заживления ножевых ранений, причиненных со 2 по 7 февраля.
Истерзанное тело будущего террориста было доставлено следователям 7 февраля в наручниках, за пояс Висаева воткнули пистолет с семью патронами, ставший одной из главных улик в деле. Приговор Висаеву, обвиненному во взрыве бронеавтомобиля с ОМОНом в 2004 году, основан исключительно на его полученных под пытками показаниях. Верховный суд Чеченской Республики
посчитал, что сотрудники ОРБ-2 в момент фиксации показаний Апти пытки к нему не применяли и нет причин сомневаться в показаниях для обоснования приговора. Ему дали 15 лет колонии.
После освобождения в 2019 году Апти остался в Норильске. Он женился на женщине с детьми, в семье родилась дочь. После ее рождения суд удовлетворил заявление Висаева и изменил ограничительные меры, оставив только запрет покидать Норильск. В феврале 2021 года на работе Висаеву дали отпуск на два месяца, и они всей большой семьей решили поехать в Пятигорск, чтобы проверить здоровье детей и Апти. Билеты брали заранее, улетели 7 апреля. Висаев всех оповестил о предстоящей поездке, взял разрешение у надзорных органов, но в Пятигорске его задержали за то, что он якобы готовил взрыв в Красноярске на параде Победы 9 мая. ФСБ доложила о предотвращении теракта.
По замыслу следователей ФСБ, дело выглядело так: находящийся под надзором чеченец, исповедующий радикальный ислам, используя для конспирации не принадлежащий ему телефонный номер и заведя на него аккаунты в Telegram и Instagram, склонял своего знакомого по работе в такси к ведению вооруженного "джихада", к совершению теракта на параде 9 мая путем самоподрыва.
Когда в управлении ФСБ по Красноярскому краю следователи знакомили Висаева с материалами уголовного дела, он сумел взять имеющийся в материалах уголовного дела конверт с данными личности засекреченного свидетеля и в туалете переписать паспортные реквизиты несостоявшегося "шахида" Беккаримова.
Им оказался переехавший в Норильск тувинский блогер, танцор и поэт, не имеющий никакого отношения к исламу и с Висаевым никогда не сталкивавшийся.
Согласно материалам дела, засекреченный свидетель — "шахид" Беккаримов — был знаком с Висаевым с октября 2020 года по работе в такси. Вдруг тот начал ему писать в Telegram с неизвестного номера. Беккаримов спросил Висаева, зачем он меняет телефонные номера, на что тот пояснил, что время сейчас неспокойное и за ним следят, а потом начал критиковать Кадырова и Путина и призвал того к джихаду в роли террориста-смертника.
В деле большое количество нестыковок, вплоть до того, что, по версии УФСБ, Висаев для осуществления плана завел конспиративный аккаунт в Телеграм, а в действительности он назван его именем и к нему прикреплена настоящая фотография. В записи бесед в Telegram добавлены голосовые сообщения, однако они вообще из другого мессенджера — WhatsApp, касаются бытовых вопросов и были отправлены Висаевым другому человеку.