Жулия Петенгил: Что касается разоблачения заговора против Вашей жизни: как это повлияло на то, как Вы живете своей обыденной жизнью в Великобритании?
Акхмед Закаев: Произошедшее для меня не явилось неожиданностью, и поэтому эта информация не внесла какие-то коррективы в мою обыденную жизнь. Конечно, если не считать телефонных звонков от моих друзей, которые выражают свою встревоженность этой ситуацией и высказывают мне свою поддержку, и многочисленных звонков журналистов, которые просят меня прокомментировать эту новость. Но для меня это действительно не является новостью. Я знаю, что Путин и его бандитское окружение не отказались от гангстерских методов для расправы со своими политическими оппонентами.
Путин еще в начале своей политической карьеры в 2000 году, как бы в шутку сказал одному российскому журналисту: «Кто нас обидит, тот и три дня не проживет», а обижают Путина все, кто не согласен с его политикой и в последующие годы он доказал своими действиями, что в этой шутке была только доля шутки. Я хочу напомнить вам убийство депутата Государственной Думы России Сергея Юшенкова, который возглавил комиссию по расследованию взрывов домов в российских городах осенью 1999 года, и своими разоблачениями активной роли в этих терактах российских спецслужб, находившихся в прямом подчинении Путина, сильно его обидел. Депутат Госдумы Юрий Щекочихин, расследовавший теракт в театре на Дубровке, также очень обидел Путина своим публичным заявлением о том, что за этим терактом опять стоят подчиненные Путина – сотрудники ФСБ. Дальше Путина обидел президент ЧРИ Аслан Масхадов, заявивший о своем намерении прибыть в захваченную террористами школу в Беслане и спасти детей, которых впоследствии по приказу Путина расстреляли и сожгли напалмом. Также своими разоблачениями преступлений кремлевского режима Путина обидели Анна Политковская, застреленная киллером в подъезде, и Александр Литвиненко, отравленный агентами российских спецслужб радиоактивным полонием-210.
Ж. П: Каково Ваше мнение о нынешнем политическом климате в России, и в какой степени это отражается в заговоре против Вас?
А. З: Если в двух словах, Путин и его окружение узурпировали власть в России и пытаются ее удержать. Но в России уже есть определенные силы, которые не хотят дальше терпеть существующий гангстерский режим. Я глубоко убежден: если западные лидеры открыто заявят Путину, что международное сообщество всецело поддерживает законные требования российской оппозиции, то ситуация в России изменится эволюционным путем. А если западные лидеры будут и дальше заигрывать с Путиным, как это было прошедшие 12 лет, в этом случае Путин и его окружение начнут избавляться от лидеров оппозиционных сил. Кого-то ликвидируют как названных выше людей, кого-то посадят в тюрьму по сфабрикованным уликам как Ходорковского и других политзаключенных, а кого-то вынудят эмигрировать как Бориса Березовского и Евгения Чичваркина. Но, по моему мнению, это не спасет Путина и его режим. В конечном итоге эти меры могут вызвать народный бунт и большое кровопролитие, как это периодически бывало в России. И ответственность за это ляжет не только на Путина, но и на западных лидеров, которые закрывают глаза на проводимую им бандитскую политику.
Что касается второй части вашего вопроса, то, конечно, подготовка покушения на меня самым непосредственным образом связана с общей ситуацией в России. Потому что я один из тех, кто противостоит этому режиму и в меру своих сил не дает мировой общественности забыть о трагедии чеченского народа и о преступлениях режима Путина в Чечне, что, конечно же, очень его обижает.
Ж. П: Что Вы думаете о реакции в Великобритании по поводу заговора против Вас?
А. З: То, что эта информация вызвала большой общественный резонанс в Великобритании, думаю, связано не только с моей персоной, но и с тем, что в Лондоне недавно уже было совершено покушение на российского банкира Германа Горбунцова и следы ведут в Россию. Уверен в том, что общественность Великобритании не желает, чтобы Лондон превратился в арену для выяснения отношений между российскими криминальными группировками, поддерживаемыми российскими государственными чиновниками. Подтверждением того, что дела обстоят именно так, является дело Магнитского, которое широко обсуждается в мире.
Ж. П: Считаете ли Вы, что разоблачение покушения на Вашу жизнь, и недавнее покушение на Германа Горбунцова, свидетельствуют о том, что конфликты в бизнесе или политические распри все в большем объеме начинают переходить из России в Великобританию? Как Вы думаете, находится ли это тенденция на подъеме?
А. З: Абсолютно уверен в том, что это именно так. Думаю, что мафиозные структуры, узурпировавшие власть в России, после так называемого переизбрания Путина президентом России на следующие 12 лет, окончательно уверовали в свою безнаказанность и будут действовать демонстративно. Те миллиарды, которые при Путине заработаны ими в России незаконными методами, они будут защищать такими же незаконными методами. Тяжбы в судах Великобритании – дело дорогостоящее. Помимо этого, они открыты для публики и прессы, и на таких слушаниях предается огласке то, что за всеми махинациями стоят высшие должностные лица российского государства, то есть Кремль. Подтверждением тому являются судебные слушания по делу Березовского и Абрамовича, в ходе которых на всеобщее обозрение были выставлены многие коррупционные схемы, за которыми стоят Путин и его приближенные. Поэтому Путин и его окружение предпочитают прибегать к гангстерским методам, апробированным ими в Чечне и в самой России за последние 12 лет.
Мы давно предупреждали российскую и мировую общественность о том, что преступления бандитского режима Путина не удастся локализовать в границах Чечни, и что они, эти преступления, неминуемо распространятся по России, а потом и по миру. Наши предупреждения были проигнорированы, но сегодня мы видим, как они реализовались. И, к большому сожалению, именно Великобритания становится эпицентром этих явлений, потому что в основном здесь сосредоточен гигантский российский капитал, нажитый посредством махинаций и коррупции, и проживают многие действующие лица этого грязного бизнеса.
Ж. П: Согласны ли Вы с призывами депутата Дениса Макшейна публично раскрывать лица тех, кто был причастен к этим покушениям?
А. З: Полностью с ним согласен. Скажу больше. В виду того, что лица, причастные к покушениям, совершенным в Лондоне, являются высшими должностными лицами российского государства, необходимо заявить, что российское государство под руководством Путина представляет собой угрозу всему цивилизованному миру. Именно Путин в 2006 году подписал два закона, имеющие прямое отношение к тем явлениям, которые мы обсуждаем. Первым из них был закон, приравнивающий любого, кто критикует российскую власть, к экстремистам и террористам, и на этом основании объявляющий этого человека врагом российского государства. И вторым был закон, позволяющий российским спецслужбам ликвидацию врагов российского государства как внутри страны, так и за рубежом. Я об этом напоминаю, чтобы было понятно, что организация и покушения на критиков Путина – это официальная идеология и политика российского государства.
Ж. П: Как Вы думаете, правительство Великобритании делает достаточно, чтобы противостоять этому типу поведения? Каким Вы видите разрешение Вашего дела?
А. З: Великобритания, также как и другие европейские государства, поставлена перед дилеммой: что считать приоритетным – экономические интересы, или национальную безопасность. Им все равно придется выбрать что-то одно. Я уверен, что при всей гибкости западных политиков, им не удастся при Путине сохранить обе позиции, им придется чем-то пожертвовать из этих двух приоритетов. А чем они пожертвуют, покажет время. А относительно дела о подготовке покушения на меня, то мне нечего об этом сказать, так как я не знаком с этим делом. Но если сказать в общем – то, как я уже отмечал, это вписывается в стратегию Путина по ликвидации своих политических оппонентов под видом врагов российского государства. Хотя, если рассудить здраво, то первым врагом России и российского государства является сам Путин, который снова загнал эту страну в трясину авторитаризма.
Ж. П: Как Вы думаете, в какой степени убийство Александра Литвиненко изменило то, как Британское правительство борется с делами о покушениях, связанными с интересами России.
А. З: Мне трудно определить степень этих изменений. Могу сказать только, что отношения Великобритании и России переживают не лучшие свои дни. Великобритания требует экстрадиции Андрея Лугового, подозреваемого в совершении теракта в центре Лондона с использованием радиоактивного вещества. Но Путин лично взял его под свое покровительство, возвел его в депутаты Государственной Думы России и отказывается его выдавать. Кстати, это еще одно подтверждение тому, что я говорил выше – что именно российское государство стоит за политическими убийствами и похищениями за рубежами России – в Катаре, Турции, Австрии, Великобритании, Украине, Азербайджане, Грузии и других странах. Здесь важно отметить, что российский парламент является единственным законодательным органом в мире, чьи депутаты объявлены в международный розыск за убийства. Но отрадно то, что правительство Великобритании не снимают с повестки дня требование о выдаче Лугового. Это показатель того, что власти Великобритании не смирятся с тем, чтобы на ее территории безнаказанно совершались убийства и другие тяжкие преступления.