Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

У меня "усталость от Украины"

АЛЕКСАНДР ДЖ. МОТЫЛЬ

Ассошиэйтед Пресс/ Наташа Писаренко Президент Румынии Клаус Йоханнис, премьер-министр Италии Марио Драги, президент Украины Владимир Зеленский, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц (слева направо) во время конференции в Мариинском дворце в Киеве, Украина, 16 июня 2022 года.

Простите меня, пожалуйста, но я устал читать о том, как Запад устал от Украины - снова.

"Усталость от Украины" - странный вид усталости, поскольку она приходит и уходит каждые несколько лет с 1991 года, когда Украина стала независимой. Но не похоже, что Запад становится все более усталым. Напротив, в этой усталости прослеживается устойчивая закономерность. Сначала Запад радуется перспективам Украины, а затем его утомляет ожидание и кажущееся отсутствие прогресса.

Таким образом, усталость является продуктом не столько того, что делает или не делает Украина, сколько нетерпения или завышенных ожиданий Запада. Если бы Запад в своем отношении к Украине руководствовался меньше эмоциями и больше разумом, если бы Запад руководствовался больше знаниями и меньше надеждами, усталость - которая на самом деле является разочарованием, следующим за нереалистичными ожиданиями - была бы гораздо менее вероятной.

В прошлом Запад ожидал, что через несколько лет Украина станет "такой же, как мы", а когда она не оправдала наших ожиданий, мы осудили Украину за то, что она безнадежно коррумпирована и не способна сделать то, что мы ей поручили. На самом деле, Украина добилась огромного прогресса в становлении консолидированной демократии и активной рыночной экономики до вторжения России в феврале. Более того, в Украине сильное гражданское общество, и, несмотря на то, что Запад настаивает на обратном, Украине действительно удалось снизить уровень коррупции за эти годы.

Но все это не имело значения, потому что Запад не имел подлинной стратегии в отношении Украины, так и не оценив в полной мере ее позитивную системную эволюцию и геополитическую важность для глобальной стабильности. Как ни странно, потребовалась война Владимира Путина, чтобы изменить восприятие Западом Украины - настолько, что сейчас Украина получает военную и финансовую помощь от более чем 50 стран и только что стала кандидатом в члены Европейского Союза.

Последний приступ "усталости", однако, носит иной характер. Она вызвана не незнанием и нереалистичными ожиданиями в отношении Украины, а страхом, что российско-украинская война не скоро закончится. Запад хочет вернуться к прежнему статусу и возобновить "нормальную жизнь". Страх вполне оправдан, но желание, хотя и небезосновательное, подчеркивает степень, в которой Запад все еще не до конца понимает, что означает эта война - для мира в целом и для Европы в частности.

Тот факт, что президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Германии Олаф Шольц все еще придерживаются иллюзии, что разговор с российским президентом имеет смысл, хорошо иллюстрирует, насколько они оторваны от реальности. Не нужно сравнивать Путина с Адольфом Гитлером, чтобы понять, что российский лидер считает, как он и его приближенные неоднократно заявляли, что переговоры могут означать только признание российских территориальных завоеваний и уничтожение суверенитета Украины.

Если, вопреки Макрону и Шольцу, война не может закончиться путем соглашения, то она может закончиться только путем победы - либо русских, либо украинцев. Это может означать короткую или долгую войну, но, независимо от ее продолжительности, война будет идти до тех пор, пока одна из сторон - предпочтительно империалистическая Россия - не проиграет.

Это одна из причин, по которой сегодняшняя "усталость" вряд ли будет долговечной. Запад начинает понимать, что Путин - угроза, Россия - невоспитанный изгой, и что их победа повлечет за собой целый ряд ужасных последствий для всего мира. Во-первых, авторитаризм получит "выстрел в руку", в то время как демократия и либерализм будут продолжать угасать. Во-вторых, фашистская Россия окажется на границе Европейского Союза и НАТО, угрожая их безопасности и, возможно, испытывая решимость Запада защищаться, продолжая свои посягательства на страны Балтии и Польшу. В-третьих, удушающий контроль России над энергетическими потребностями Европы также усилится, а захват сельскохозяйственных земель Украины усилит ее влияние на мировых рынках зерна. Все эти факторы приведут к серьезным изменениям во власти, которые будут не в пользу Запада.

Вторая причина того, что сегодняшняя усталость будет недолгой, заключается в том, что Запад вложил огромные средства в Украину и создал целый ряд институциональных механизмов для направления своей помощи. Непомерные затраты всегда являются препятствием для отступления, а институты обычно развивают собственную динамику и диктуют политику в той же степени, что и исполняют ее. Учитывая и без того высокую приверженность Запада Украине, вполне вероятно, что она сохранится даже после того, как в западной коалиции появятся трещины, западная экономика замедлится, а перспектива долгой войны с огромными дополнительными расходами станет реальностью. Останется ли Запад приверженным Украине так же долго, как Соединенные Штаты присутствовали в Афганистане, неизвестно, но это время точно будет больше, чем несколько лет.

Давно пора прекратить утомительные разговоры об усталости, а Западу "стать реальным". Запад должен понять, что, как ни одна постсоветская страна не может волшебным образом превратиться в Швейцарию за несколько лет, так и имперские устремления фашистской России не прекратятся - даже если Путин будет уверять нас, что у него нет агрессивных намерений. Остановить Россию - значит спасти мир, а когда речь идет о чем-то такого масштаба, усталость, настоящая или притворная, не является оправданием.

Александр Дж. Мотыль - профессор политологии в Ратгерском университете Ньюарка. Специалист по Украине, России и СССР, национализму, революциям, империям и теории, он является автором 10 книг нехудожественной литературы, а также книг "Имперские концы: распад, крах и возрождение империй" и "Почему империи возрождаются: Имперский крах и имперское возрождение в сравнительной перспективе". 

https://thehill.com