Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ЧЕЧЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Наш архив.

6 сентября 2001 года сражающийся чеченский народ отмечает десятую годовщину провозглашения своей государственной независимости. Еще до инаугурации первого чеченского президента Джохара Дудаева 9 ноября 1991 года российские власти, объявив о введении на территории Чеченской Республики чрезвычайного положения, высадив десант спецназа, избрали путь военного решения проблемы российско-чеченских взаимоотношений и неотступно придерживаются его. Исполнилось два
года с начала второй античеченской беспрецедентно жестокой и широкомасштабной колониальной войны с официально озвученной целью “окончательно решить чеченский вопрос”. По свидетельству независимых международных гуманитарных организаций, это “окончательное решение” на практике является геноцидом чеченского народа.

История российско-чеченских взаимоотношений насчитывает несколько сот лет, на протяжении которых вопрос о чеченской государственности проходит красной нитью. На начальном этапе русские преследовали цель лишить чеченцев устоявшейся государственности, которая с незапамятных времен обеспечивала им право на жизнь, безопасность, религию, культуру, язык и, главное, совершенно не устраивающее русских право на собственную территорию. Сто тридцать один год, прошедшие между сдачей в плен имама Шамиля в 1859 г. и провозглашением государственной независимости Чеченской Республики в 1991 г., для России значили постоянную заботу о том, чтобы не допустить возрождения чеченской государственности. С 1991 года российское правительство, кажется, только тем и занято, чтобы ликвидировать помимо его воли вновь оформившееся чеченское государство. Соответственно, для чеченцев российско-чеченские взаимоотношения знаменовали собой: во-первых, упорное сопротивление русской экспансии в 18-19 вв.; во-вторых, непрекращающиеся попытки избавиться от колониальной зависимости со второй половины 19 в. до 1991 г.; в-третьих, героическая защита возрожденного государства с 1991 г.

Русская (советская, российская) историография, как и сто-двести лет назад, продолжает обслуживать имперский заказ, и будет делать это, пока существует российская империя. Дороссийская история чеченского народа, существующего не одну тысячу лет, имеющего очень развитый древний язык, имперские идеологи сводят, по существу, к 19-ти годам имаматства Шамиля с 1840 по 1859 гг. При этом неизменно делается акцент на чрезвычайной колоритности фигуры собственно имама, объясняя очевидное упорство чеченцев в защите своей независимости выдающимися личностными качествами Шамиля. Тот факт, что до Шамиля чеченцы, как минимум, уже сто лет успешно воевали против колониальных притязаний России, а прославившийся своими бессмысленными жестокостями убийца Ермолов приходится на дошамилевскую эпоху, как бы между прочим относят на счет дикости и кровожадности горцев. К слову сказать, многие африканские племена и австралийские
аборигены по дикости и кровожадности, часто доходящей до каннибализма, не могут даже сегодня уступить тогдашним чеченцам, хотя и неизвестно, чтобы они в свое время оказывали какое-нибудь серьезное сопротивление колонизаторам, особенно по сравнению с кавказцами.

Фальсификация истории нужна России для того, чтобы порабощенные народы свою колонизацию воспринимали как божью милость, спасение от дикости и деградации. В фальсификации истории русские на зависть последовательны. Характерна, например, подмена общепринятого и понятного термина “колонизаторы” словом “первопроходцы”. Разбойники, грабители и убийцы, объединившиеся в крупные банды, поддерживаемые и подгоняемые центральной царской властью, планомерно расширяли границы хищного государства, проводя на захваченных территориях этнические чистки, осуществляя геноцид северокавказских, сибирских и среднеазиатских народов. Разбойников и убийц, к примеру, Ермака и Разина, называют “первопроходцами, придавая их преступным делам ореол романтизма и благородства.

Замалчиванием и искажением чеченской истории русские хотят лишить народ памяти, без которой, как правильно отмечено, он не имеет будущего. Старательное высвечивание из тысячелетней истории чеченцев двух десятков лет имаматства многократно приносило Кремлю желаемые плоды. Закономерное национально-освободительное движение за неполных полтора века несколько раз подавлялось, когда в период наибольшего обострения ему придавали религиозный характер. Религиозная война уже по определению предполагает разделение на правоверных и неверных и является внутренним конфликтом, где в смертельной схватке могут сойтись брат с братом, отец с сыном и т.д. Для колонизаторов, ведущих войну с целью порабощения или удержания в зависимости другой народ, смена национальных
идей и лозунгов на религиозные является верным подспорьем, гарантирующим конечный успех. Национально-освободительная борьба в подобном случае меняет направленность, превращаясь в междоусобную борьбу.

Если допустить, что к оформлению в Чечне имаматства русские не приложили руку, то с учетом результата, к которому имаматство в итоге привело неприступную прежде Чечню, надо признать, что русским все равно следовало придумать это имаматство. Какими бы намерениями ни руководствовались имамы, их движение наносило ощутимый удар по чеченской государственности, чья сила и устойчивость обеспечивались цельной системой демократических институтов в плане межличностных отношений, государственной структуры и методов хозяйствования. Серьезному испытанию подвергся принцип свободы личности, являющийся краеугольным камнем чеченских адатов.

Вовсе не сдача в плен Шамиля в 1859 г., произошедшая вне Чечни, а 20-ти летний авторитарный режим подорвал волю чеченцев к сопротивлению русской экспансии. Однако сам факт сдачи в плен Шамиля парализовал тысячи мюридов, которые долгие годы, слепо веря в святость имама, теряли на священной войне друзей, отцов, братьев и сыновей. Получилось так, что имам без тени сомнений благословлявший народы Чечни и Дагестана на самопожертвование во имя Аллаха, когда пришло его время выбирать между жизнью и раем, сделал выбор в пользу Калуги. С другой стороны, за годы имаматства были упразднены традиционные для чеченцев органы центральной и местных властей. После сдачи Шамиля в плен образовался вакуум власти, традиционной системы связей, и истощенные, дезориентированные и преданные назначенцами Шамиля чеченцы в большинстве своем прекратили сопротивление.

Известны еще несколько попыток возродить имаматство. В 20-е годы 20 в. - Узум-Хаджи; в начале 90-х гг. 20 в. - Адам Дениев и Беслан Гантемиров; в 1997-98 гг. - Ахмад Кадыров; в 1999 г. - Конгресс народов Чечни и Дагестана. Не останавливаясь на личностях, разных по значимости, помыслам и другим качествам, которые, по большому счету, являются жертвами обстоятельств - кто отчаяния, обмана, невежества, а кто, просто, долга службы в компетентных органах, - подчеркнем политическую ущербность всех этих движений. Во-первых, уже по определению ошибочна ориентация на отрицательный исторический опыт, каковым, бесспорно, является имаматство Шамиля, символизирующее поражение чеченцев. Во-вторых, ущербно, как было показано выше, всякое сопряжение задач национально-освободительного движения с проблемами религиозного возрождения, очищения и т.д. Элементарно, чтобы тем или иным образом обустроить общество или государство, необходимо его сначала заиметь в определенных параметрах, среди которых в современном мире важнейшим является международная правосубъектность. Невозможно одеть в какие-либо одежды еще не родившегося ребенка.

Другим верным союзником русских в усилиях по предотвращению возрождения чеченской государственности являются бредни об исключительности чеченцев. Они двоякого порядка. С одной стороны, постоянно пытаются внушить чеченцам чувство неполноценности, что, мол, без русских не только государство не построим, а просто не сможем выжить. В экономическом плане: мол, ни одного гвоздя не сделаем, нефть не переработаем, дорогу не сделаем и т.д. В социальном плане:
друг с другом не поладим, не договоримся, начальников из своих не потерпим и т.д. Дело в том, что в своих посягательствах на чеченскую государственность русские используют комплексный подход, не брезгуя никакими средствами, которые, правда, избирательно актуализируются в зависимости от ситуации.

Так, вышеназванные спекуляции на тему неполноценности чеченцев самое широкое распространение получили с 1991 г. по начало широкомасштабной агрессии России против Чеченской Республики в 1994 г. Слухи о скорой кончине чеченской самостоятельности оказывались сильно преувеличенными. Решимость чеченского народа жить в своем независимом государстве не смогли поколебать ни финансовая, ни воздушная, ни железнодорожная блокада, ни вооруженные провокации “знаменско-урусмартановской” оппозиции. В республике на самодельных чеченских станках наладили производство гвоздей, причем не хуже заводских. Несмотря на блокаду, чеченцы первыми на постсоветском пространстве закупили и доставили в Чечню современную немецкую автодорожную технику. Дорогам, которые начали делать до первой войны, могли позавидовать в любом регионе России. Экономические трудности, стоявшие перед Чеченской Республикой, могли быть минимизированы путем ввода в обращение чеченской национальной валюты, к чему все было подготовлено, но которому помешала война. К сожалению, во время войны из-за нехватки горючего чеченцам пришлось наладить также собственную печально прославившуюся кустарную переработку нефти.

Не оправдались профессионально распространявшиеся сомнения относительно того, договорятся ли чеченцы между собой, признают ли собственную власть в лице собственных чиновников. Оказалось, чеченцы в плане законопослушности и терпимости по отношению друг к другу, по отношению к соседям могли бы послужить эталоном для кого угодно. Чеченцы как-будто единственные, которые на постсоветском пространстве обходятся без досрочных выборов, без государственных
переворотов, хотя на них по сегодняшний день оказывается колоссальное внешнее давление, развязаны две войны, одна из которых длится уже третий год. Чеченцы, наряду с чехами и словаками, подали пример мирного развода, когда ни словом, ни делом не стали возражать против намерения ингушей обособиться и остаться в составе России. Российским спецслужбам так же не удалось поссорить чеченцев с дагестанцами из-за двух районов, из которых чеченцы ранее в 1944 г. были насильно депортированы в Сибирь и Казахстан. В конце концов, Кремль поступил по известной басне Крылова про волка и ягненка. Под лозунгом "восстановления конституционного порядка" была развязана первая русско-чеченская война с целью свернуть строительство независимого чеченского государства. Ценой невосполнимых потерь чеченцам удалось отстоять свободу. Из Чеченской Республики были выведены все российские войска, а чуть позже подписанием мирного договора от 12 мая 1997 г. было юридически оформлено окончание войны. Люди доброй воли и здравого смысла приняли декларацию Кремля за чистую монету, поверили, что многовековое русско-чеченское противостояние действительно окончено. Однако, оказалось, что русские решили задействовать альтернативный план, заблаговременно подготавливавшийся. На этот раз чеченцев решили извести, вскармливая удобоваримыми сказками об их этническом превосходстве, способном перевернуть весь мир.

Горькая ирония судьбы. Чеченцам, только накануне войны насчитавшимся миллиона, а во время войны потерявшим более ста тысяч только убитыми, униженным, замученным и искалеченным в концлагерях, потерявшим кров и всю социально-экономическую инфраструктуру, внушили, что они победили ядерную державу. Если по какой-либо причине сосед врывается в ваш дом, разрушает его, перебивает часть родных, калечит другую часть, грабит имущество, но спустя какое-то время уходит, то вам не должно казаться, что вы победили. Как верующий человек, вы можете благодарить Всевышнего за то. что не всех, включая вас. перебили, но навряд ли это обстоятельство дает повод считать себя богоизбранным. Российские спецслужбы оказались слишком подготовленными, а те из чеченцев, которые понимали нелепость создающейся ситуации, не смогли должным образом противостоять грандиозной провокации. В свое время Гете писал, что нет ничего страшнее деятельного невежества. В Чечне нашлись люди, поверившие в свою богоизбранность. Щедро снабжаемые деньгами и идеями, они сочли недостойным замкнуться на проблемах обустройства израненной республики. По их мнению, освобождение Иерусалима и создание мирового халифата - те задачи, которым должны служить чеченцы. Российское руководство через подручные СМИ, спекулируя на трудностях и провокациях, беспрестанно организуемых хорошо вышколенной агентурой, создавало отрицательный имидж Чечни, как центра международного терроризма. Похищения и убийства иностранцев, как в самой Чечне, так и по всей России, в любом случае приписываемые чеченцам, были призваны представить Чеченскую Республику еще как угрозу всему цивилизованному миру. К осени 1999 г. российское правительство было готово к новой реваншистской войне против чеченцев, в качестве повода для которой был разыгран кровавый спектакль с мифическим вторжением чеченцев в Дагестан и жестокими взрывами жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске.

Во все времена зачинщиками любая война планируется как блицкриг. Не были исключениями ни наполеоновские войны, ни гитлеровские, ни вьетнамская, ни афганская, ни первая античеченская и т.д. Из исторического опыта, если война длится более одного или двух лет, то она не достигает своих целей. Нет сомнения, что настоящая русско-чеченская война запланированные цели уже не достигла. Продолжается бессмысленное убийство гражданского населения, за которое обязательно придется ответить. Как уже было подчеркнуто, 6 сентября 2001 г. сражающаяся Чечня отметит свое десятилетие, из которого четыре года - это две широкомасштабные войны, а шесть лет - это по три года ожидания войны. Самое большое достижение чеченцев - это то, что все эти годы чеченское независимое государство существует, несмотря на неимоверные испытания, которым оно подвергается. Колоссальные людские и материальные потери не сломили волю чеченцев к свободе, воспринимаемой ими как единственную гарантию самосохранения. За десять лет самостоятельного развития, являющимися фактически непрерывной борьбой с имперскими устремлениями Кремля, чеченцы приобрели большой политический опыт. Значительно выросло национальное самосознание, преодолены комплексы, целенаправленно прививаемые прежде русскими всем национальным меньшинствам. Все время со дня провозглашения независимости чеченцы имеют только избранную национальную власть. В Чеченской Республике государственная власть избирается и функционирует строго по Конституции,
принятой в 1992 г. Чеченский народ решительно отметал случавшиеся до 1994 года попытки государственного переворота и изменения политического курса, а во время войн напрочь игнорирует марионеточные режимы, насаждаемые оккупантами. Выборы Президента и Парламента в 1991 г., принятие Конституции в 1992 г., очередные выборы Президента и Парламента в 1997 г. являются важнейшими этапами политического роста чеченского общества, предпочитающего демократический путь развития колониальной кабале.

Чеченский выбор, окончательный и бесповоротный, - это существование чеченского народа в рамках независимого национального государства, дружба и сотрудничество со всеми народами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

А. Закаев, Я. Чагаев

ГИА ЧЕЧЕНПРЕСС, 04.01.2002.